Биография Майкл Джон Муркок (Michael John Moorcock) родился 18 декабря 1939 года маленьком городке Митчэме (графство Суррей) в семье инженера. Еще в детстве он переехал в Лондон и жил там до 1993 года. Детство и юношество писателя пришлись на особый период - распад Британской империи (не так давно мы и сами пережили нечто подобное, - еще вчера жили в могучем государстве, и вдруг за пару лет империя рассыпается в прах). Именно отсюда растут корни одной из главных тем в его творчестве - идея вечной, непрекращающейся борьбы с наступающим Хаосом, история разрушении привычной системы мироздания и долгой, мучительной адаптации к новой. Фактически рано лишившись семьи (его родители развелись), Муркок ещё подростком начал самостоятельную жизнь. После службы в Королевских ВВС он заканчивает престижный Питманс-колледж, после чего с головой окунается в богемную жизнь. С юных лет Муркок неплохо играл на гитаре и других инструментах, а охватившая в ту пору Англию и весь западный мир битломания повлияли на выбор жизненного пути - он участвовал в деятельности группы "Hawkwind" ("Ястребиный ветер"), в репертуаре которой много его собственных песен и композиций, организовал группу Deep Fix, с которой выпустил альбом "New World Fair". Увлекался Муркок и политикой. В начале 1960-х годов он примкнул к левым радикалам и два года редактировал печатный орган Либеральной партии, журнал "Current Topics". Позже он вообще стал анархистом и даже опубликовал в 1983 г. резкую публицистическую книгу "Отход от свободы: эрозия демократии в современной Британии". В начале 1960-х будущий редактор и писатель в первый раз женился (всего был женат 4 раза; последний раз - в 1983-м) - на журналистке и нф-писательнице Хилари Бэйли. С ней он прожил 16 лет, став отцом двух дочерей и сына. Хотя группа "Хоквинд" выпустила около 50 альбомов, а во время пика популярности собирала немалую аудиторию поклонников, звёздный час Муркока наступил не на сцене. Фантастику будущий писатель жадно поглощал (и пописывал) ещё с раннего детства. При этом Майкл весьма рано обнаружил в себе довольно редкий дар - он оказался талантливым редактором. Сначала он работал в любительских фэнзинах, где активно печатался и сам (его первый журнальчик назывался "Приключения Тарзана", и возглавил Муркок его в 18 лет). Именно на страницах этого самопального издания увидела свет первая серия Муркока в жанре "героической фэнтези", начатая в майском номере за 1957 г. рассказом "Соджан-меченосец" (в 1977 г. рассказы серии были объединены под одной обложкой в сборнике "Соджан"). Однако главные средства к существованию давала по-прежнему музыка (он также подрабатывал редактором в одном издательстве детективной литературы). Все изменилось, когда Майкл познакомился с Тедом Карнеллом, редактором многих профессиональных британских журналов фантастики, духовным вождём и беспрекословным авторитетом британского фэндома. Эта встреча стала судьбоносной, как для Муркока, так и для самого Карнелла и его детища - ведущего английского фантастического журнала "Новые миры" (New Worlds), основанного еще в 1946 г. Поначалу Майкл стал сам регулярно писать в журналы, возглавляемые тогда Карнеллом, - "SF Adventures" и "Science Fantasy", и быстро добился определенного успеха у читателей, - сразу книжными изданиями, а не в периодике, увидели свет тома "марсианской" трилогии, созданной в подражание Э.Р.Берроузу (она вышла в 1965 г. под псевдонимом Эдвард П.Брэдбери). А в 1964 г. журнал "Новые миры" неожиданно закрылся, и Карнелл оставил редакторский пост. Но спустя несколько месяцев издание возобновило работу уже с новым редактором - двадцатичетырехлетним Майклом Джоном Муркоком. После этого, в течение семи лет, которые потрясли мир научной фантастики, "Новые миры" стали рупором целого литературного движения - т.н. "Новой Волны". Ещё в юности Муркок горячо спорил с другими фанами, утверждая, что современной фантастике, чтобы называться Литературой, не хватает общелитературной грамотности и культуры, а также "человеческого измерения". Что он имел в виду под этими понятиями, стало ясно, как только ему представилась возможность продемонстрировать это на страницах собственного журнала. Главной основой "Новой Волны" было резко-агрессивное неприятие "классической" научной фантастики. Поэтому писатели-апологеты движения представляли из себя довольно пёструю палитру разнообразных модных на тот момент литературных течений. Наиболее известными представителями движения, кроме самого Муркока, стали - британцы Брайан Олдисс, Джеймс Грэм Баллард, Джон Браннер, Майкл Джон Харрисон, Джон Слейдек, Кристофер Прист и американцы Томас Диш, Норман Спинрэд, Сэмюэл Дилэни, Роджер Желязны и Харлан Эллисон (как видите, очень разные по манере авторы). Все годы, пока Муркок редактировал "Новые миры", он не переставал писать. Но лишь в середине 1970-х, когда Волна улеглась, критики и читатели "обнаружили" нового писателя - очень плодовитого, разнообразного, последовательного в проведении каких-то своих навязчивых идей, а также интеллигентного, ироничного и стилистически "экипированного" на любой вкус. С самых первых произведений он приступил к созданию совершенно беспрецедентной суперсерии, охватывающей, по замыслу автора, все его произведения. Для этого, правда, пришлось разработать концепцию Мультивселенной (термин позаимствован у видного английского прозаика Джона Каупера Повиса), в которой сосуществуют различные параллельные миры, постоянно пересекающиеся друг с другом. Романы этого мегацикла написаны в разных жанрах - тут и "твердая" НФ, и фэнтези, и роман абсурда, и альтернативная история, и декаданс, и "космическая опера", и даже детектив или реалистическая проза. Герои книг свободно мигрируют из романа в роман, в итоге образуя богатое полифоническое целое (чему немало способствовало и частое переписывание автором ранних произведений). [Все это превращает составление библиографии книг Муркока в адский труд!] Муркок создал несколько сериалов довольно специфической "героической фэнтези". Впрочем, писатель никогда не скрывал, что писал сериалы фэнтези ради денег, которые, в основном, ему были нужны для поддержания "на плаву" своего журнала. Однако его сериалы получались весьма нестандартными и многосмысловыми. Стоит только присмотреться к его героям - в отличие от лишенных сомнений суперменов Берроуза, Говарда и других основоположников "героической фэнтези", герои Муркока обычно - мятущиеся, одинокие, одержимые темными страстями, фобиями и прочими явно несуперменскими качествами. Короче, они - люди безо всяких приставок "супер" (можно сказать, что именно Муркок стоит у истока современной "героики"). Перу Муркока также принадлежит критическая работа, посвященная жанру фэнтези, - "Wizardry and Wild Romance: A Study of Epic Fantasy" (1987). В настоящее время Муркок живет в небольшом городке в Техасе (США, с 1993 г.), в свободное от работы время коллекционируя редкие книжные издания конца XIX - начала XX веков, увлекается также пешим туризмом, музыкой и рисованием. Он является лауреатом "Небьюлы", Всемирной премии фэнтези и трижды - Британской премии фэнтези. По его книгам созданы ряд комиксов и видеоигр. Материал взят с сайта Всё о Майкле Муркоке
|